Осенью прошлого года на одной из отраслевых конференций Ассоциация европейского бизнеса в лице Йорга Шрайбера озвучила, что для повышения прозрачности и гармонизации отношений производителей с дилерскими сетями будет разработан Кодекс поведения дистрибуторов автомобильной продукции. И российские дилеры, и регулирующие органы (в том числе, ФАС, которая давно и пристально следит на нашим сектором и которая уже обращала внимание на наличие дискриминационных практик со стороны автоконцернов по отношению к своим дилерам) восприняли это заявление как хороший знак.
Мы рассчитывали, что, наконец, появятся единые правила игры на рынке, а также будут решены вопросы, которые тревожат дилеров не один год. К примеру, снимется малооправданный с точки зрения экономики дилеров запрет на хранение на их складах запасных частей и аксессуаров других производителей, запрет на выбор альтернативных поставщиков отделочных материалов, оборудования и идентификации. Возможно, станет более прозрачной система распределения (квотирования) автомобилей, урегулируется вопрос о дополнительных инвестициях в дилерские стандарты. Будет четко прописан перечень оснований для возможности по одностороннему расторжению дилерского договора и т.д. Сегодня в списке дискриминирующих дилеров практик автопроизводителей порядка 13 пунктов – это результат опроса, проведенного ассоциацией РОАД этой весной среди своих членов. С материалами опроса мы познакомили АЕБ в надежде, что эти моменты будут учтены при разработке Кодекса. А возможно и сам процесс подготовки документа каким-то образом ускорится. Ведь если посмотреть текст письма, которое два года назад было отправлено в ФАС, то вопросы и проблемы дилеров остались прежними. С сентября 2011 года мало чего изменилось!
Мы уверены, что Кодекс поведения мог бы стать как раз той отправной точкой, которая позволила бы игрокам двигаться дальше в новых рыночных реалиях. Согласитесь, сейчас, когда рынок затормозил и дилерам приходится буквально на ходу вносить коррективы в свой бизнес, особенно важна прогнозируемость и четкость в отношениях с производителем.
Насколько мне известно, первая редакция документа должна была быть представлена весной. Весна закончилась - документ обнародован не был. Возникает крамольная мысль, что документа как такового в природе вообще пока не существует. По крайней мере, оснований для других выводов у меня пока нет. РОАД не получала никаких, даже рабочих, версий. Все попытки поучаствовать в разработке документа не находили отклика АЕБ. И комментарии журналистам, которые периодически спрашивают у меня, а участвует ли РОАД в подготовке Кодекса, даю стандартные. Примерно такие, как изложил сегодня в этом материале.
Но все же хочется быть оптимистом, и надеяться, что Кодекс поведения дистрибуторов автомобильной продукции станет реальностью. По крайней мере, мы – дилеры – его очень ждем.