Новый руководитель отдела продаж в Mazda Motor Rus
Компания Mazda Motor RUS объявляет о назначении Константина Шеина на должность руководителя отдела п...
Seat сворачавает продажи в России
Компания Seat, входящая в концерн Volkswagen, сворачивает продажи автомобилей в России
Continental празднует производство 1 000 000 шины на новом заводе в Калуге
Шинный завод Continental в Калуге празднует производство 1 000 000-ой шины на заводе в Калуге
   
8 декабря 2016г в Учебном центре «Интерколор» состоялся финал V Всероссийского конкурса колористов
09.12.2016
Программа финала конкурса, традиционно, включала в себя 2 основных этапа: практический конкурс и тео...
Внимание! Atention! Ahtung! V юбилейный Всероссийский конкурс колористов!
Наступило самое красочное и красивое время года, а значит вновь пришло время определить лучших из...
Gates меняет структуру подразделения Automotive Aftermarket
Компания Gates объявила о новой структуре подразделения Automotive Aftermarket и учреждении трех нов...
Дюрр ускоряется
Промышленные установки EcoDryScrubber концерна Дюрр пользуются высоким спросом не только среди автоп...
Porsche Winter Festival 2015: преимущества зимней езды на высоких скоростях
В субботу, 24 января, на автодроме международного класса Moscow Raceway состоялся первый Porsche Win...
Bosch оживляет легенду
Голливудская легенда – машина K.I.T.T. из знаменитого фильма «Рыцарь дорог» - стала реальностью
В Краснодаре определят лучшие автосалоны и автоцентры края
Департамент потребительской сферы Краснодарского края проводит X юбилейный ежегодный конкурс «Лучшие...
Сбор Ассоциации международных автоперевозчиков
В рамках Деловой программы выставки «Мир Автомобиля» пройдет собрание и конференция Ассоциации между...
Люди

Das Сервис

Роман Гуляев

Большинство современных независимых автосервисов строятся по принципу «от мастера». Владеют и управляют ими хорошие, соображающие мастера, которые сами не понаслышке знают о том, как крутить гайки, что надо сделать, чтобы починить автомобиль. Но о том, что сервис существует для клиента, они порой забывают. И не вина это их — они привыкли смотреть на мир глазами механика. Запчасти — это забота автовладельца, дело сервиса — починить. А необходимость оказать клиенту комплексную услугу — это уже высокие материи.


Как известно, немало бизнесов умирают в первые годы своего существования. А праздновать 20-летие на рынке в российских условиях доводится далеко не каждому, а автосервису — тем более. Тем приятнее нам было познакомиться с основателем и директором петербургского автосервиса «Дилижанс» Александром Пахомовым: его предприятие в следующем году выйдет на третье десятилетие успеха. Предприятие является семейным, рука об руку с Александром работают жена Елена и дочь Александра.
Начиналось все в 1993 году, когда Александр, инженер-компьютерщик, приехал в Северную столицу из наукограда Обнинска. Значительная часть его коллег ушла в ту эпоху заниматься торговлей компьютерами, а Александр решил свое хобби сделать своей второй профессией. Его увлечением были спортивные моторы, вот он и собрал вокруг себя инженеров, в ту пору в большом количестве выброшенных на улицу разорившимися советскими заводами, и стал заниматься ремонтом автомобилей.

Александр Пахомов:
— Мы поняли, что в том потоке разных марок, которые стали наводнять нашу страну, автосервису необходима специализация, это экономически и технологически обоснованно. Стали выбирать марку и остановились на концерне Volkswagen. Во-первых, эти машины были сложными в ремонте и мало кто за них брался, а во-вторых, на них в большинстве своем ездил наш брат инженер, который готов при необходимости сам заняться ремонтом, взять в руки гаечный ключ. С ним легко работать, с ним мы можем говорить на одном языке.

С тех пор «Дилижанс» специализируется на автомобилях Volkswagen Group — в сервисе можно встретить собственно Volkswagen, Audi, Skoda. Редкий гость — SEAT.

Александр Пахомов:
— Специализация нам дала возможность иметь подробную техническую документацию, дилерское оборудование, диагностические программы и совсем не дешевые спецприспособления, сделала экономически целесообразным содержание склада, позволила нашим сотрудникам быстро набирать опыт, избегать ошибок, тем самым сокращая материальные потери сервиса. Как в этом плане живет мультимарочный сервис — не понимаю в принципе.

На складе запасных частей, построенном по всем правилам, двухэтажном, с полностью автоматизированным учетом позиций хранения, насчитывающем более 5000 наименований, собраны только самые ходовые детали. При этом оборачиваемости этого склада позавидуют многие — до 30 % в месяц. Неликвидов практически нет. Зато в наличии все расходники на любые автомобили Volkswagen Group: фильтры, специальные жидкости и масла, подшипники, колодки, тормозные диски, приводные ремни. Присутствуют все разовые крепежные элементы — например, болты для суппортов, комплекты зубчатых ремней, разовые элементы крепления деталей двигателя.

Александр Пахомов:
— Наш клиент не ждет, когда мы сбегаем в магазин, мы его не посылаем искать запчасти или редкие болтики. И не ставим повторно разовый крепеж. Это удобно всем.

Помимо деталей aftermarket «Дилижанс» покупает у дилеров немало оригинальных запчастей, естественно, с такими скидками, которые розничному клиенту и не снились. А набор брендов на полках велик, есть и TRW, и Brembo, и Mahle, и Bosch, и Continental. Наверное, можно было бы обойтись меньшим числом. И тут снова проявляется ориентация предприятия не на собственное удобство, а на клиента.

Александр Пахомов:
— За длительный период работы с различными производителями мы отобрали тех, за качество которых готовы отвечать перед клиентами. Допустим, мы знаем, что у некоего бренда хорошего качества — одни комплектующие, а у другого — другие. Да, мы не привязываемся к бизнесу конкретного поставщика. Но ведь это же и есть суть нашего бизнеса! Во-первых, если приходится что-то переделывать, это наши потери материальные. Во-вторых, репутационные риски: в такой ситуации падает клиентская лояльность.

Александр Пахомов:
— Поскольку оборот у нас большой, оптовики стремятся заполучить нас в качестве клиента. Мы проводим внутренние тендеры, причем определяем будущего партнера по совокупности таких показателей, как скорость доставки, ассортимент и цена.

При этом проданные клиентам запчасти дают доход, который позволяет содержать инфраструктуру и персонал склада. Цены на детали в «Дилижансе» — чуть ниже розничных в магазинах, и тем более ниже дилерских.

Проходим через клиентскую зону и попадаем на производство. Оно впечатляет: 17 постов есть далеко не на каждом дилерском центре, даже по столь популярной марке, как Volkswagen. Видим опрятные, чистые рабочие места слесарей. Стоп, никаких «слесарей»: это слово в «Дилижансе» запрещено.

Александр Пахомов:
— У нас есть специалисты: по тормозам, по подвеске, по трансмиссии. В современном автосервисе слесарю делать нечего, только если «патроны подносить». Любая работа, даже с подвеской, начинается с компьютера. А технические задачи сегодня в основном требуют инженерного уровня подготовки специалистов, поэтому в компании большинство сотрудников с высшим техническим образованием. И чтобы дистанцироваться от того негативного оттенка, который несет в себе слово «слесарюга», мы называем всех своих сотрудников специалистами.

Философия Александра такова: только специализация рождает профессионалов. Все настолько серьезно, что те сотрудники, которые имеют дело с бензиновыми моторами, не работают с дизельными. А системы управления двигателем — вотчина других людей. Объяснение тому простое.

Александр Пахомов:
— Это, во-первых, сокращение непроизводительных потерь, во-вторых, рост производительности труда и лояльности клиентов. Бывают случаи: клиент только в ворота заехал, а наш сотрудник уже знает, что произошло, по звуку. Он этот автомобиль и этот мотор знает хорошо, досконально и наверняка встречался с этой неисправностью. Клиент бывает удивлен, ему даже говорят: вы в ворота не заезжайте, я сейчас выйду и все сделаю. Бывало, приезжает человек, которому ранее говорили о необходимости капитального ремонта двигателя, дескать, один цилиндр не работает. А мы знаем: вакуумный шланг — с дырочкой в известном месте. И меняем деталь за 100 рублей, причем шланг всегда есть на складе. Люди таким вещам приятно удивляются. Так рождается лояльность. Так работают профессионалы.

С другой стороны, возникает резонный вопрос: а если специалист уходит в отпуск? Так вот, в «Дилижансе» коллектив насчитывает 52 человека. И несмотря на то, что все люди уникальны, неподменимых сотрудников в ремзоне немного: это специалисты по автомобильной электронике и по автоматическим коробкам передач.

Александр Пахомов:
— Бывают моменты, когда кто-то, уходя в отпуск, оставляет «оголенный» участок. Отношусь я к этому спокойно. Просим клиента либо подождать, либо обратиться к коллегам. Запись у нас на две недели вперед. Люди к нам едут, они понимают, что у нас они получат качество, помощь специалистов, разумные цены, доброе к себе отношение.

К сотрудникам Александр относится с большим уважением, с почтением — как к коллегам. И понимает: отдыхать — необходимо. Да, это может повлечь материальные потери, но главное — добрые отношения в коллективе. И коллектив это ценит. Мы идем по сервису и видим немолодого уже человека. Это Михаил Валентинович, работает с 1996 года, ему 57 лет. Многие специалисты уже в возрасте, умудренные опытом, и клиенты ценят этот самый опыт.
А вот с новыми сотрудниками все очень непросто. Понимая проблему с кадрами в отрасли, в «Дилижансе» приняли решение нанять менеджера по персоналу, чья задача — искать сотрудников. И несмотря на это, сегодня есть как минимум шесть незакрытых вакансий. Собеседования после HR-специалиста проводит сам директор.

Александр Пахомов:
— Во-первых, в процессе разговора понимаю, насколько человек разделяет морально-этические ценности нашей компании. Во-вторых, проверяю знания. Конечно, попадаются достойные люди, но это в основном все старшее поколение — за 40. Есть и молодежь, прекрасные ребята, но это большая редкость. Основная проблема сегодняшней молодежи — отсутствие знаний. А своих сотрудников я очень ценю. Я считаю, что главный ресурс «Дилижанса» — его люди. Это отправная точка философии компании. Мои сотрудники — мои коллеги.

В этих нескольких словах и заключен главный секрет настоящего кадрового менеджмента. И эта мысль выстрадана годами. Не все в жизни сервиса было гладким. Предприятие пережило два кризиса в своем развитии. Первый — на девятом году существования, в самом начале 2000-х.

Александр Пахомов:
— Мы стали быстро расти, появилось много клиентов, которые хотели получать наши услуги. На рынок хлынуло много автомобилей секонд-хэнд, понятно, что их владельцы не ехали к дилеру, а искали сервис, который специализировался бы на их марке, но был бы не столь дорогим и амбициозным, как дилер. И дилеров-то было немного, вели они себя не лучшим образом — это сейчас они нашли себя на рынке и в обществе.
Я по образованию — советский инженер и не проходил науку капиталистического управления. Поскольку предприятие было небольшим — пять человек, управлялось оно семейным образом, по принципу «делай как я». Да и это редко требовалось, так как мы одинаково воспринимали мир. Я и сам тогда стоял под подъемником и крутил гайки. А те незначительные управленческие воздействия, которые требовались — принять у клиента деньги, поднять трубку и записать клиента на сервис, съездить за запчастями в свободное время, — брал на себя лично. Как только мы расширились, появились новые сотрудники, я вдруг стал понимать, что все просачивается сквозь пальцы. Перестал управлять финансами, стал замечать, что клиенты уходят недовольными. Проблемы надо было решать, и я решил поступить по-современному и пригласил специалиста по персоналу. Я попросил ее, во-первых, рассказать, как мне жить с такой «оравой» сотрудников, во-вторых, подыскать мне, никудышному управленцу, замену в качестве директора. За полгода она провела определенную работу, которая меня многому научила.
Пытаясь найти мне замену, перебрали много претендентов. В конце концов решили этого не делать. Было очевидно, что я хотел найти полную копию себя. А зачем, когда есть я сам? Плюс предприятие управляется авторитарно, люди работают потому, что доверяют конкретному человеку, который пользуется авторитетом. С другим же человеком будут работать другие люди, и предприятие поменяет лицо. А для решения текущих проблем мне предложили поучиться, как надо управлять предприятием. Что я и сделал.
Я постепенно вводил преобразования, которые заинтересовали людей в работе у нас. Во-первых, убрал уравниловку, ввел шесть градаций важности человека для предприятия, назвал их словом «квалитеты», чтобы уйти от рабочей разрядной сетки, и так далее. Мы разработали требования к сотрудникам и провели аттестацию — с тех пор она случается каждый год. Аттестационная комиссия, то есть они же сами, рассматривает людей по 13 качествам. Это самый строгий суд.

Второй кризис пришелся на 2007 год, совпал с переездом на новую площадку.

Александр Пахомов:
— Переехали, кстати, сверхбыстро: в четверг закончили работу на старом месте, а во вторник уже принимали посетителей на новом.
Поскольку я углубился в работы, связанные с недвижимостью, с переездом, то ослабил внимание к коллективу. Появились неформальные лидеры, которые стали переключать авторитет на себя. Пришлось от них избавиться, коллектив восстал. Мы пережили эту борьбу, кто-то ушел сам, кого-то мы уволили.

Все 20 лет «Дилижанс» идет собственным, ни на чей не похожим путем.

Александр Пахомов
— Развивались без инвестиций и скачков — возможно, это и плохо. Зато все сформировалось так, как я это вижу, как хотят видеть наши клиенты.

А если бы это было официальное дилерство, то получилось бы так, как видит Volkswagen. Была у Александра такая идея. Но, с одной стороны, это оказалось невозможным: здание находится не на первой линии, денег на строительство огромного шоу-рума нет. А с другой…

Александр Пахомов:
— Жить по правилам, которые нам диктуют, мне не хочется. Мы в состоянии находить пути развития самостоятельно.

Вот так и работает «Дилижанс», по-своему. Зато в интересах автовладельцев. Например, принципиально нет мастеров-приемщиков. Есть диспетчер — проводник интереса клиента внутри предприятия. Его задача — направить к специалисту, оформить бумаги, принять оплату, записать в план работ. Есть старший диспетчер, который делает примерно то же самое, но и обладает необходимыми техническими знаниями, чтобы ответить на вопросы клиента, не отрывая специалистов от работы, и принимает оперативные решения. А исполнитель сам заполняет заказ-наряд, в некоторых случаях он даже правомочен определять трудозатраты. Сервис не живет по нормо-часам, а по собственным оценкам трудоемкости, выработанным годами.

Александр Пахомов:
— Клиентам разрешается присутствовать при ремонте, задавать вопросы специалисту, и тот обязан на них отвечать. Клиент понимает, что перед ним стоит высококвалифицированный сотрудник, который, отвечая на вопросы, проявляет компетентность, честный человек, который ничего лишнего не припишет. И что он ничего не утащит, не украдет. Когда общается сам сотрудник, а не мастер-приемщик, чья задача — не пущать в ремзону, клиенты понимают, что скрывать нам от них нечего, поэтому становятся лояльными.

Возможно, кому-то из коллег Александра система «Дилижанса» покажется спорной. Но у нас есть одно доказательство ее правильности. Компания работает. Приносит и пользу клиентам (много ли сервисов о 17 постах могут похвастаться записью на две недели вперед?), и доход сотрудникам, и прибыль владельцу. Причем прибыль, которую владелец не боится реинвестировать в сотрудников. Мы подходим к образовательному классу, где продолжается рассказ.

Александр Пахомов:
— В январе идет сезонный спад. И зимой мы занимаемся обучением. Утренние часы освобождаем и начинаем заниматься. Во-первых, общеобразовательные занятия. Английский язык — тот, на котором написана вся современная техническая документация. Понимая, что многие наши сотрудники — хотя и инженеры, но самоучки и не получали автомобильного образования, приглашаем преподавателей, например из Политехнического института. Они рассказывают об общих основах двигателя внутреннего сгорания. Приглашаем сотрудников и из института последипломного образования, они читают курсы по конструкции шасси, тормозов, устройству современных электронных систем. Естественно, при подготовке материала прошу обратить внимание на те типы устройств, которые применяются в автомобилях концерна Volkswagen. Раз в два-три года приезжает из Москвы Сергей Газетин, гуру диагностики. Мы несем расходы на его командировку, и он две недели читает лекции, проводит практические занятия. Сотрудники с большим удовольствием с ним занимаются. К выбору преподавателей отношусь очень избирательно — я же хочу получить не только экономический эффект от обучения, но и работать с грамотными людьми, которые не будут плести клиенту всякие небылицы. Их лицо перед клиентами — в какой-то мере и мое тоже.

Со своей стороны отметим: точно так же относится Александр к любым мероприятиям. Возьмем конференцию «Автофорум — Автосервисный бизнес», которая запланирована на ноябрь нынешнего года. «Дилижанс» командирует на нее пять сотрудников, для того чтобы они повысили свою квалификацию, а также чтобы посмотрели на свою работу со стороны и внедрили на предприятии то, что сочтут нужным и полезным. Александр внимательно изучил программу и дал организаторам — издательскому дому «Новости Автобизнеса» — несколько важных пожеланий, которые помогут сделать это мероприятие лучше и полезнее для всех его участников. Мы со своей стороны к его пожеланиям, безусловно, прислушались. А еще — с удовольствием пригласили главного «дилижансянина», как он себя сам называет, в качестве VIP-гостя «Автофорума» выступить с докладом, чтобы каждый из участников мероприятия мог из первых уст узнать историю успеха, философию правильного автосервиса, и задать Александру любой вопрос.

«Каков он, один день владельца-директора?» — спросили мы у Александра в конце нашей долгой беседы. Все они, оказалось, разные.

Александр Пахомов:
— Например, недавно субботу провел в ремзоне, весь день разбирали муфту Haldex на Tiguan, пытались понять, почему она вышла из строя. Причину нашли в результате различных экспериментов, в том числе измеряли вязкость масла и сравнивали его с вязкостью нового. Выяснили, что к разрушению привела ошибка нашего сотрудника, и поставили клиенту бесплатно новую муфту.
Когда мои сотрудники не справляются с какой-то задачей — например, недоволен клиент, кто идет разбираться? Директор. Когда случилась какая-то техническая проблема, кто разбирается? Директор. Так что один мой день не похож на другой. Но это ведь очень интересно!
Архив журналов
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Наш опрос
kraskopult.pro


 



  3M_Logo_145.jpg