Новый руководитель отдела продаж в Mazda Motor Rus
Компания Mazda Motor RUS объявляет о назначении Константина Шеина на должность руководителя отдела п...
Seat сворачавает продажи в России
Компания Seat, входящая в концерн Volkswagen, сворачивает продажи автомобилей в России
Continental празднует производство 1 000 000 шины на новом заводе в Калуге
Шинный завод Continental в Калуге празднует производство 1 000 000-ой шины на заводе в Калуге
   
8 декабря 2016г в Учебном центре «Интерколор» состоялся финал V Всероссийского конкурса колористов
09.12.2016
Программа финала конкурса, традиционно, включала в себя 2 основных этапа: практический конкурс и тео...
Внимание! Atention! Ahtung! V юбилейный Всероссийский конкурс колористов!
Наступило самое красочное и красивое время года, а значит вновь пришло время определить лучших из...
Gates меняет структуру подразделения Automotive Aftermarket
Компания Gates объявила о новой структуре подразделения Automotive Aftermarket и учреждении трех нов...
Дюрр ускоряется
Промышленные установки EcoDryScrubber концерна Дюрр пользуются высоким спросом не только среди автоп...
Porsche Winter Festival 2015: преимущества зимней езды на высоких скоростях
В субботу, 24 января, на автодроме международного класса Moscow Raceway состоялся первый Porsche Win...
Bosch оживляет легенду
Голливудская легенда – машина K.I.T.T. из знаменитого фильма «Рыцарь дорог» - стала реальностью
В Краснодаре определят лучшие автосалоны и автоцентры края
Департамент потребительской сферы Краснодарского края проводит X юбилейный ежегодный конкурс «Лучшие...
Сбор Ассоциации международных автоперевозчиков
В рамках Деловой программы выставки «Мир Автомобиля» пройдет собрание и конференция Ассоциации между...
В коридорах власти

МОНОПОЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Дмитрий  ВЕРЕЩАГИН

Представителей дилерского сообщества не на шутку встревожили проводимые Федеральной антимонопольной службой расследования среди участников автомобильного бизнеса и инициативы этой организации по изменению правил игры в авторитейле.


В конце февраля представители ФАС объявили о возможности возбуждения дел по факту признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении нескольких автомобильных дистрибьюторов и их дилеров. При этом Антимонопольная служба обнародовала перечень выявленных нарушений и свои предложения, касающиеся мер по недопущению подобных нарушений в будущем. Среди основных недочетов называлось навязываемое производителями требование обязательного совмещения гарантийного обслуживания и продажи автомобилей. Это ограничение, считают в ФАС, закрывает доступ на рынок гарантийного обслуживания независимым сервисам, не готовым вкладывать миллионы в постройку шоу-румов.
Также ФАС выявила отсутствие четких, прозрачных и равных правил игры для всех дилеров: условия сотрудничества диктуются дистрибьюторами на злобу дня и по собственному произволу, нередко оказываясь дискриминационными по отношению к одним и привилегированными по отношению к другим. Говорилось также о запрете продавать оригинальные запчасти недилерам, закрытии от независимых компаний технической информации, диктате цен. Соответственно, предлагались и антимонопольные меры: разделение продажи автомобилей и сервисного обслуживания, утверждение процедуры аккредитации независимых сервисов на право осуществления ими гарантийного обслуживания, предоставление независимым сервисам доступа к оригинальным запчастям, спецоборудованию и технической информации, а главное — выработка четких правил взаимодействия дистрибьюторов и дилеров, не допускающих манипуляций автопроизводителей своими партнерами.
Эти заявления вызвали рост беспокойства автодилерского сообщества. Участники бизнеса опасаются непродуманного вмешательства государства в отлаженный механизм одного из самых успешных бизнесов в России. Впрочем, обнадеживает нацеленность ФАС не столько на репрессии, сколько на диалог. Глава этой организации Игорь Артемьев в своем заявлении сообщил, что в ближайшее время под эгидой службы будет проходить обсуждение проблемы с участниками автобизнеса, создается экспертный совет, в который войдут, в том числе, представители дилерского сообщества, а также будет проведен ряд совместных мероприятий, во время которых стороны смогут обменяться мнениями. При этом Игорь Артемьев пообещал, что, пока будет проходить дискуссия и пока не завершится работа экспертного совета, ФАС новые дела в отношении участников автобизнеса заводить не будет, ограничившись лишь расследованием уже начатых.
Да и риторика ФАС не кажется угрожающей. Тем не менее тревога дилеров не утихает. В полной мере она проявилась на круглом столе, прошедшем по инициативе ФАС в РИА «Новости». В своих речах представители дилеров неоднократно подчеркивали, что непродуманное вмешательство способно расстроить отлаженный механизм дилерства. А это тем более опасно, что сегодня авторитейл — одна из передовых отраслей отечественной экономики, приносящих бюджету немалые доходы.

Илья Пименов, вице-президент РОАД:
— Дилерский бизнес — это огромные инвестиции в реальную экономику. Рынок труда нашей отрасли охватывает более миллиона человек. Качество нашей дилерской сети по определенным параметрам выше, чем в Европе и США: здания, оборудование, технологии, причем как для ремонта, так и для обслуживания клиентов. За короткий срок мы вышли из криминальной и «гаражной» системы обслуживания на современный уровень.

Соглашаясь со своим коллегой в оценке дилерства, президент РОАД Андрей Петренко подчеркнул, что, по его мнению, достичь таких высот позволили конкуренция и хорошо отлаженная система взаимоотношений в отрасли.

Андрей Петренко:
— Могу для сравнения привести такие цифры: весь мировой рынок вооружения составляет около $ 70 миллиардов, а один только отечественный авторитейл генерирует выручку в $ 58 миллиардов. Это колоссальные деньги. Они приносят $ 2,5 миллиарда ежегодных налогов. Наш бизнес сформирован на основании грамотных технологий, более прогрессивных, чем на Западе. И развивается он в конкурентной среде: без этого нам не удалось бы достичь столь значительных результатов. Что же касается отношений с производителями, то в целом они хорошо организованы. Но именно в целом. В частностях же — при таких темпах роста все нюансы предусмотреть невозможно. Поэтому мы благодарны ФАС за поднятую тему, которая позволит нам настроить общение с производителями и привести некоторые пункты нашего взаимодействия в соответствие с требованиями бизнеса. Мы за то, чтобы диалог с ФАС существовал, но чтобы это был именно диалог на основе взаимного понимания и чтобы проходил он постепенно. А при скоропалительных решениях последствия могут быть непредсказуемыми.

И даже явное доминирование представительств над дилерами может быть оценено по разному.

Илья Пименов:
— Многое было достигнуто дилерами именно из за давления со стороны дистрибьюторов, которые заставляли их соблюдать стандарты. Да и конкуренция на авторынке есть. Межмарочная. Если дилер плох — жители города поменяют марку машины. А это невыгодно, в том числе, представительствам. Поэтому они отслеживают клиентскую составляющую. Мы находимся под двойным колпаком — со стороны потребителя и со стороны производителя, который требует от нас высокой удовлетворенности клиентов.

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев со столь радужной оценкой положения в отрасли не согласился.

Тимофей Нижегородцев:
— Мы знаем, как устроены отношения между дистрибьюторами и дилерами. В ходе расследования нами были опрошены десятки компаний. Мы выяснили, что рынок имеет определенные силовые линии, и они никак не направлены на успешных дилеров: не это является главным, например, при определении, кому дать дилерство. Рынок построен не на стандартах, а на отношениях между людьми. Поэтому успешность не является залогом того, что компания останется дилером на неопределенный срок. Да и вообще, многое из того, что происходит в авторитейле, не подчиняется рыночной логике, а провоцируется дистрибьюторами. Они определяют, сколько машин или сколько запчастей поставить, диктуют, в какой форме будет построено сотрудничество. Манипулируя этими показателями, производитель может по своему произволу одного дилера делать успешным, а другого — нет. И это не связано с конкуренцией.
Во многих соглашениях мы видим, что дилеры не могут конкурировать по цене, обслуживать машины других марок. Нет публичных и прозрачных требований к дилерам. Договоры заключаются на один год при объеме инвестирования в несколько миллионов долларов. Все это создает нездоровую среду. Мы же хотим, чтобы вопрос о том, будет ли дилер работать или нет, решали не производители, а потребители. К кому они приедут, те и будут успешны. Практика дилерских соглашений должна быть обоснованной, должны быть сроки, процедуры, ясные требования. И чтобы успех зависел от конкуренции, а не от дистрибьютора.

На круглом столе не присутствовал ни один представитель дистрибьюторов, и этот момент не прошел мимо внимания Тимофея Нижегородцева.
Тимофей Нижегородцев:
— Характерная деталь: в зале нет ни одного автодистрибьютора — на прямые вопросы им отвечать очень тяжело.

По мнению представителя ФАС, все, что делается его организацией, соответствует интересам в первую очередь потребителя.

Тимофей Нижегородцев:
— Наши инициативы выгодны потребителю. Дилеры говорят, что они работают для клиентов. Однако, когда начинаешь смотреть цены, понимаешь: что то не стыкуется. Конечно, есть чистота, девушки у входа, но вопрос в том, готовы ли потребители платить за все это. По-моему, свой ответ на него они ясно дают тогда, когда покидают дилеров сразу же, как только завершается гарантия. Опять же, не согласен, что много машин продается из за конкуренции. Такие продажи — результат высокой платежеспособности населения и спроса.

В том, что касается выработки стандартов взаимодействия дилеров и дистрибьюторов, дилеры во многом солидарны с ФАС.

Алексей Лещенко, вице-президент РОАД:
— Я не заметил серьезных противоречий между позицией дилеров и ФАС. Более того, я высоко оцениваю позицию ФАС, которая без репрессий пытается организовать новые стандарты взаимоотношений дилеров и дистрибьюторов. Но пока активного формирования таких стандартов не происходит. Хотелось бы, чтобы дистрибьюторы и дилеры более активно участвовали в становлении отраслевых стандартов. ФАС тоже ждет от нас каких то предложений. Необходима более тесная коммуникация. И здесь мяч на стороне дистрибьюторов. А процесс, который сейчас идет, на самом деле был еще до ФАС инициирован дилерской ассоциацией. Дилерам он тоже интересен.

Однако, по мнению ФАС, проблема не только в позиции дистрибьюторов. Сами дилеры порой также проявляют нежелание конкурировать.

Тимофей Нижегородцев:
— Я считаю, что источник противоречий — компании, которые не хотят конкурировать на рынке. А такие есть и среди производителей, и среди дилеров. Компании, которые заинтересованы в потребителе, конкуренции не боятся. Но многие конкурировать не готовы. И дилеры, и производители очень любят оперировать термином «емкость рынка». А ведь, если вдуматься, это понятие чудовищно для потребителя. Если следовать ему, конкуренция убивается на корню, и людям просто некуда податься.

В свое оправдание дилеры напомнили, что необходимость соблюдать стандарты заставляет их удерживать высокие цены и тем самым делает невозможной для дилеров ценовую конкуренцию с независимыми компаниями.

Андрей Петренко:
— Надо признать, что в целом цены на техобслуживание в гарантийный период у дилеров достаточно высокие, но есть и обратная сторона медали: мы зависим от стандартов. Мы и рады бы были снизить стоимость, но площади, количество персонала, технологии требуют от нас удерживать их. Но это не потому, что нет конкуренции. Сейчас каждый может выбирать, где проходить обслуживание. Законодательство не запрещает в гарантийный период обслуживаться в сторонних организациях.

Последнее высказывание вызвало несогласие у представителя ФАС.

Тимофей Нижегородцев:
— 97 % потребителей так напуганы утратой гарантии,— а в сервисных книжках об этом черным по белому написано,— что вынуждены идти к дилеру и обслуживаться у него.

Соглашаясь с необходимостью изменений правил игры в автобизнесе, дилеры тем не менее многократно подчеркивали важность нереволюционного реформирования отрасли.

Андрей Петренко:
— В Европе нынешние стандарты в автобизнесе создавались в течение 25 лет. И это правильно. Есть серьезные опасения, что, если сейчас у нас будут приняты резкие меры, получится опять «как всегда».
Илья Пименов:
— Сегодня действительно есть доминирование производителя. И это требует определенного регулирования. Надо сделать ревизию дилерских договоров и привести их в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства. Но нельзя «шашками махать».
В конце концов тревожные выступления дилеров заставили представителей антимонопольной службы более четко обрисовать свою позицию по этому вопросу.

Максим Овчинников, начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС:
— Я чувствую: реально существует страх, что мы сейчас всех распилим и разрушим. Нет, это не так, мы не собираемся ничего ломать.
И вообще, не понимаю, почему дилеры так переживают из за наших идей. Мы предлагаем лишь разработать понятные правила игры, сделать подходы дистрибьюторов недискриминационными по отношению к дилерам. Наши предложения направлены на то, чтобы дистрибьюторы не могли выкручивать руки дилерам. Мы видим два пути: либо мы решаем проблемы в рамках кейсов ФАС, либо же рынок начинает регулировать себя сам. В любом случае потребитель от этого выиграет. Для ФАС же важен именно гражданин. Примеров того, как это может быть сделано, мы видим немало в зарубежной практике. Еврокомиссия в 2007 году заставила дистрибьюторов всем предоставлять оборудование, тренинги и прочее, даже неавторизованным компаниям, чтобы была конкуренция. В Европе запрещается ограничивать количество дилеров. Нельзя, чтобы дистрибьютор подменял собою рынок. Вот тогда все будут работать по действительно рыночной цене. А ее увидеть не так сложно: достаточно просто посмотреть на те скидки, достигающие иногда 70 %, которые наши дилеры предлагают для постгарантийных машин. Это и есть реальная конкурентная цена.

Однако слова Максима Овчинникова не сумели в полной мере успокоить дилеров.

Андрей Петренко:
— Конечно, тревог поубавилось. Но вернемся к международной статистике. В Европе, которую вы ставите в пример, за последние шесть лет число официальных дилеров сократилось со 101 тысячи до 65 тысяч.

Илья Пименов:
— Производитель предъявляет определенные требования дилерам. И это стоит денег, но необходимо для того, чтобы достойно обслуживать машины. Дилерская маржа невысока, и если рядом с дилером откроются четыре лавки, которые ничего не инвестировали, но которые при этом будут браться за гарантийное обслуживание,— получится, что или мы будем вынуждены сами скатиться до уровня гаража, или у нас не будет возврата инвестиций.
Может быть, мы когда то и должны будем прийти к такой конкуренции. Но это должен быть постепенный процесс. В Европе это сделали за 25 лет. Но еще вопрос, хорошо ли то, что они сделали.

Максим Овчинников:
— Но мы же и не говорим, что нужно шлюз открывать. Мы говорим о равных жестких критериях для всех. Можно также предусмотреть ограничение количества дилеров и сервисов на определенной территории на какой то срок для того, чтобы можно было окупить дилерский центр. Окупили, сняли сливки, а потом — конкуренция. Ну и, кроме того, мы говорим о том, что понадобится постоянный мониторинг рынка.

Один из членов экспертного совета ФАС, член совета директоров «Блок Роско» Олег Мосеев указал на еще один момент, делающий конкуренцию дилеров с независимыми компаниями заведомо проигрышной.

Олег Мосеев:
— Мне кажется, ФАС еще недостаточно разобралась в дилерской экономике, раз говорит про конкуренцию с неавторизованными сервисами, которые нередко не платят всех налогов. Вы знаете, что у официальных дилеров зарплатная составляющая в нормо-часе — 50 %? А есть еще и остальные расходы. Говорить о сверхприбыльности бизнеса нереально. А скидки в 70 %, которые здесь упоминались, просто невозможны. Опять же, увеличение числа дилеров приведет лишь к нехватке для них машин. Если завод производит
400 тысяч автомобилей, то больше он их все равно не сделает. Да и в отношениях дистрибьютора и дилера тоже не все так однозначно.

В ответ на эту реплику Максим Овчинников подчеркнул, что пока еще речь идет лишь о предложениях, которые будут обсуждаться, а никакого конкретного решения о наделении неофициальных компаний правом производить техобслуживание по гарантии ФАС не принял.

Максим Овчинников:
— Я не уверен, что мы вообще хотим передать гарантийное обслуживание независимому сервису. Этот вопрос еще предстоит решать.

Прокомментировал Максим Овчинников и еще одно недавнее заявление ФАС — о разделении функций продажи автомобилей и их обслуживания: в нем имеется в виду не принудительное разделение функций продаж и сервиса, а предоставление сервису возможности стать авторизованным, не имея функции продаж.
Архив журналов
2014
2013
2012
2011
2010
Наш опрос
kraskopult.pro


 



  3M_Logo_145.jpg