Новогоднее
Конец декабря - начало января – самое время подводить итоги и заглядывать в будущее. Не будем отступать от традиций.
Не ошибусь, если скажу, что 2013 год стал для всех без исключения дилеров сложным периодом. И дело не только в том, что рынок насытился и продажи «не порадовали». На этом фоне обострились отношения между производителями и дилерами. Конечно, это происходит далеко не по всем маркам. Сложнее всего оказывается дилерам тех брендов, чьи продажи упали больше рынка. По крайней мере, РОАД в этом году получала гораздо больше запросов и просьб о помощи от дилеров, которые испытывали то или иное давление производителя. Чаще чем обычно приходили сообщения о закрытии того или иного дилерского центра. В Сибири это явление приобретает просто массовый характер.
Кодекс поведения автопроизводителя, о котором говорилось больше года, в середине декабря был представлен общественности. Но мы далеки от мысли, что документ кардинально поменяет ситуацию в отношениях между импортерами и дилерами. Во-первых, рекомендации дилеров учтены в нем далеко не в полном объеме. А во-вторых, его формулировки имеют слишком общий характер. Ну, и наконец, документ носит лишь рекомендательный характер. Вселяет надежду только тот факт, что внимание государства в лице Минпромторга и ФАС к нашему сектору не ослабевает. И мы очень надеемся как на помощь в построении более эффективных отношений между участниками рынка, так и на новые законодательные инициативы.
Что касается прогнозов на 2014-ый, то, как нам видится, и этот год не обещает быть простым. Продажи, скорее всего, снизятся еще. «Автостат» прогнозирует падение 5% по отношению к текущему году. Готов согласиться с главным отраслевым аналитическим агентством – продажи в следующем году будут зафиксированы где-то в районе отметки 2,5 млн.
Так же не сомневаюсь, что плохо будет не всем – марки по-прежнему будут делиться на те, которые продаются, что называется, лучше рынка, и те, чье падение оказывается глубже средних показателей. Относительно спокойно будут чувствовать себя премиум-марки и сегмент SUV. И опять-таки очень многое для дилеров будет определяться политикой производителя.
В любом случае, думаю, что поводов для пессимизма нет. Мы уже научились выживать и работать в не самые простые времена. В конце концов, за спадом рынке неизбежно последует его рост.
Поздравляю всех с новым 2014 годом! Желаю всем оптимизма и энергии, а вашим компаниям – процветания и лояльных клиентов!
С наилучшими пожеланиями,
Андрей Петренко