Новый руководитель отдела продаж в Mazda Motor Rus
Компания Mazda Motor RUS объявляет о назначении Константина Шеина на должность руководителя отдела п...
Seat сворачавает продажи в России
Компания Seat, входящая в концерн Volkswagen, сворачивает продажи автомобилей в России
Continental празднует производство 1 000 000 шины на новом заводе в Калуге
Шинный завод Continental в Калуге празднует производство 1 000 000-ой шины на заводе в Калуге
8 декабря 2016г в Учебном центре «Интерколор» состоялся финал V Всероссийского конкурса колористов
09.12.2016
Программа финала конкурса, традиционно, включала в себя 2 основных этапа: практический конкурс и тео...
Внимание! Atention! Ahtung! V юбилейный Всероссийский конкурс колористов!
Наступило самое красочное и красивое время года, а значит вновь пришло время определить лучших из...
Gates меняет структуру подразделения Automotive Aftermarket
Компания Gates объявила о новой структуре подразделения Automotive Aftermarket и учреждении трех нов...
Дюрр ускоряется
Промышленные установки EcoDryScrubber концерна Дюрр пользуются высоким спросом не только среди автоп...
Porsche Winter Festival 2015: преимущества зимней езды на высоких скоростях
В субботу, 24 января, на автодроме международного класса Moscow Raceway состоялся первый Porsche Win...
Bosch оживляет легенду
Голливудская легенда – машина K.I.T.T. из знаменитого фильма «Рыцарь дорог» - стала реальностью
В Краснодаре определят лучшие автосалоны и автоцентры края
Департамент потребительской сферы Краснодарского края проводит X юбилейный ежегодный конкурс «Лучшие...
Сбор Ассоциации международных автоперевозчиков
В рамках Деловой программы выставки «Мир Автомобиля» пройдет собрание и конференция Ассоциации между...
Журнал

В тени дубинки

На общем радостном и даже победном фоне возвращения Крыма в Россию какие-то частности неизбежно остаются «за кадром». Так, в многочисленной громкой аналитике мне до сих пор ни разу не попалось серьезное обсуждение темы, как будут себя чувствовать в новом субъекте Российской Федерации импортозависимые отрасли. И у меня для вас плохая новость: автобизнес, как минимум в Крыму, импортозависим.
В подвешенном состоянии крымский автобизнес находится уже с лета – именно с тех пор ситуация, как в бессмертном произведении «Золотой теленок»: немое кино уже не снимают, а звуковое еще не снимают. То есть по украинским законам работать уже нельзя, а по российским еще не получается. Может, и рады бы крымские дилеры продавать машины через российские каналы, но вопрос это не деловой, а политический – производители не могут себе позволить роскошь признать то, с чем активно не согласны правительства их стран. Тем более, что санкции – это реальность, и рисковать не слишком хочется. Как вы понимаете, в такой ситуации даже обязательства по гарантии исполнять затруднительно, какое уж тут развитие бизнеса…
Выручить местный автобизнес мог бы сервис. Но опять же незадача – не пришли пока что в Крым крупные российские страховые компании. И есть ощущение, что и не придут, по крайней мере в ближайшее время. Это нам с вами санкции нипочем, мы без хамона тыщу лет жили и в глаза б его не видеть. А страховая компания – учреждение в первую очередь финансовое, ей доступ к международному рынку капитала необходим, и занесенная дубинка санкций в этом случае является весомым аргументом. Здесь, поверьте, «наши западные партнеры» настроены решительно – санкции против тех, кто активничает в Крыму, принимаются оперативно и действуют эффективно, судьба несчастного авиаперевозчика «Добролет» тому свидетельство, других не понадобилось.
Грустная картина? Да, и очень. И становится еще грустнее, если подумать – просто подумать! – что ситуация может экстраполироваться из Крыма на всю территорию России. Пока это кажется нереальным, но нам много что казалось нереальным еще полгода назад. Санкционная дубина готова ударить, и уже бьет, не только по конкретным личностям и компаниям с госучастием, она ограничивает финансовый сектор, и это оптимизма не внушает: без польских яблок наша экономика проживет, а вот без денег вряд ли. Причем угроза санкций, как мы видим на примере Крыма, работает чуть ли не эффективнее, чем сами санкции. Это та самая «частность», которая остается за кадром радостных сюжетов. Хочется надеяться, что хотя бы кто-то в нашем правительстве об этом задумывается, хотя пока результаты этих раздумий не видны. А Крым? А Крым наш, с этим-то никто не спорит.

Замещение импорта импортом

Даже самые правильные, годные слова из-за слишком частого, к месту и не к месту употребления вытираются и лишаются сути, превращаясь в пустой набор звуков. Именно так на наших глазах происходит с очень правильным, по сути дела, понятием импортозамещения. В целом-то не придерешься – и для безопасности страны, и для развития внутреннего рынка очень даже полезно, если основная часть продукции производится на родине. Первые десять лет после распада СССР говорить об этом было неприлично, мантрой того периода была интеграция в глобальную экономику и мировой рынок. Зато в последние десять лет об импортозамещении заговорили, но все равно как-то вяло, поскольку дело это хлопотное, требует активной позиции государства и, что еще труднее, масштабных инвестиций. В общем, так бы оно все и шло, если бы не санкции в отношении России.
Вдруг оказалось, что импортозамещение – это не просто абстрактное нечто, что нам нужно бы и неплохо бы, но как-нибудь потом. Неожиданно выяснилось, что это государственная стратегия и цель всех наших устремлений. Вот тут-то и началась подмена сути формой. Выражение «в рамках стратегии импортозамещения» стало вводной, после которой можно лепить, что Бог на душу положит – попробуй-ка кто поспорить, сразу скажут: «Э, да ты против государственной стратегии!», то есть еще не саботажник, но уже явный вредитель. Разберем на примере, максимально близком нам – запрете на ввоз автомобилей производства тех стран, которые ввели санки против России.
Разумеется, если такое решение будет принято, то примут его в рамках стратегии импортозамещения и в целях поддержки отечественного производителя. Вот только чем заместить импорт – молчат, не дают ответа. Пересадить всю страну на ГАЗели? Идея, сродни бреду. Изящно заменив «отечественное производство» на «отечественную сборку», то есть уже совершив подмену понятий, мы расширяем список кошерных производителей. Но и они нехватку импорта не возместят, заводские мощности даже за год не строятся – на выходе получаем дефицит, рост цен и поддержку «отечественного производителя» за счет отечественного же потребителя. Этого хотели?
Разумеется, восполнить дефицит смогут производители из стран, которые против нас санкций не вводили и, соответственно, «обраточку» не получили. Однако есть нюанс – трудолюбивые китайские рабочие произведут для российского рынка нужное количество автомобилей, но это тоже произойдет не сразу, заранее никто объемы выпуска не увеличивает, а российский рынок – не эстонский, лишней сотней машин не отделаешься. То есть дефицит и рост цен - уже сегодня, а новые поставки - когда-то очень сильно потом. Это ведь не только автомобилей касается, но и мяса с овощами. Да и в целом, коллеги – замену европейских товаров на китайские можно называть как угодно, но не импортозамещением же!
В мире существует понятие торговой войны. Такие войны велись столетиями, ведутся и по сей день – не так давно американцы доблестно победили французские сыры с плесенью. Любая война мобилизует общество, позволяет принимать непопулярные меры и чем-то жертвовать – торговая война отличается от обычной отсутствием прямых потерь в живой силе и, пожалуй, тем, что противники не ссорятся насмерть, всегда остается возможность договориться. Неважно даже, мы объявили торговую войну сами или обороняемся – важно, чтобы об этом было сказано открыто, чтобы и бизнес, и потребитель четко понимали, что происходит. Если же называть ее «стратегией импортозамещения», то происходит только путаница в головах – а это в меняющемся мире весьма опасно.

Тысячелетний бизнес

Как вы думаете, какая компания в мире считается старейшей? Не спешите в Google – я сам расскажу: это японская фирма Nishiyama Onsen Keiunkan, которая непрерывно существует с… 705 года! Да, именно так, это не опечатка – компания непрерывно существует уже 1300 с лишним лет. Еще не было Крещения Руси, и до основания Москвы почти полтысячелетия, а небольшая семейная гостиница на горячих источниках уже гостеприимно распахнула двери для посетителей – и не закрывает их до сих пор, несмотря на революции, войны и перевороты, которые за эти столетия и в Японии случались. Кстати, отель остался в семейном управлении, сейчас им владеет 52 поколение – номер можно забронировать онлайн, цена (завтрак включен) от 400 американских за сутки.
В чем секрет такого долголетия? Рискну предположить, что в отношении владельцев к развитию собственного бизнеса. За тысячелетие с лишним они не пытались создать сеть, присоединив близлежащие гостиницы, не диверсифицировали дело, поставив рядом лесопилку, не привлекали инвестиции, не выходили на биржу с первичным размещением акций и не вкладывали свободные средства в инновационные проекты – то есть действовали ровно наперекор общепринятым принципам свободного рынка. И продолжают так действовать, напомню, уже 1300 лет. Этакий «живой кошмар» экономиста-либерала…
А чем же они тогда занимались? Опять же рискну предположить, что все эти столетия главной целью владельцев было улучшение обслуживания клиентов. И тут надо сказать, что это совсем не шутка: отношение к клиенту в Японии – это больше, чем просто часть бизнеса, это философия, а то и религия. Клиент для японской компании – это не назойливый посетитель, даже не партнер, это господин и повелитель. Неважно, что у владельца отеля капитал в разы больше, чем у постояльца – хозяин все равно будет кланяться первым и ниже, лично принесет гостю тапочки, наполнит ванну и приготовит чай. Постояльцу в отеле должно быть не «как дома», а лучше, чем дома – и этот принцип клиентоориентированности действует в Японии во всех сферах. А поскольку предела совершенствованию работы с клиентом нет, уверен, что за прошедшие века менеджмент Nishiyama Onsen ни дня не сидел без дела.
Однако не стоит воспринимать все это с восторгом и придыханием – реальная жизнь не мультфильм в стиле «анимэ», и японский подход к клиенту европейцу не всегда понятен, а часто и неприятен. Зачем, скажите, для ответа на простой вопрос собирать «рабочую группу» из десяти менеджеров разного уровня? Для чего упаковывать каждую покупку в отдельный пакетик? И почему, в конце концов, нельзя просто сказать «нет», а не заставлять ждать, уклончиво сообщая, что «вопрос рассматривается»? Мы люди конкретные, у нас время-деньги… Зато и компании у нас – я сейчас не только про Россию, но и про Европу, - по тысяче лет не работают.
Это же вечная тема: запад есть запад, восток есть восток, и им не сойтись никогда. Не сойтись, но есть нюанс. Завидовать долголетию японских компаний смешно, но кто мешает построить свою тысячелетнюю компанию - начать можно хоть прямо сегодня. Воспринимать клиента, как повелителя, непривычно, да и не нужно – но поучиться у японцев отношению к клиенту можно и нужно. Кстати, именно для этого мы пригласили на Автофорум в Краснодаре спикера из Японии – наш гость обещает рассказать, что такое «омотенаши», то есть японская философия отношений с клиентом. Послушаем, а лет через триста посмотрим, насколько нашим компаниям удалось воспринять и применить японский опыт.


Статья дня

Автомобильный рынок Санкт-Петербурга показал худшие результаты за июль 2016 года

Агентство «Auto-Dealer-СПб» опубликовало информацию, что за январь-июль текущего года в Петербурге реализовали 66206 новых легковых и коммерческих легковых авто.

ПОСТ ДНЯ

Михаил КАЛИНИН:

Окончательную победу бейдж-инжиниринга праздновать еще конечно рано, но то, что в эпоху тотальной глобализации он перестал быть явлением частным, исключительным обретя черты едва ли не узаконенной нормы...
Окрасочный участок
В финале принимали участие 10 колористов из разных регионов России, проявивших наибольшую активность на портале Infocolor в течение этого года.
Кадровый вопрос
Текучесть кадров — бич, мешающий уверенно вести бизнес многим компаниям. Но, к сожалению, это естественный процесс, которым можно научиться управлять ...
Наш опрос
kraskopult.pro


 



  3M_Logo_145.jpg