Ну вот, свершилось… Спустя почти 2 года после того, как поправки к закону об ОСАГО были зарегистрированы Госдумой, обновленное ОСАГО стало поэтапно вступать в силу. Со 2 августа 2014 года начали действовать новая процедура «безальтернативного» прямого возмещения убытков, повышен лимит выплат по Европротоколы и проч. С 1 сентября 2014 года нас ожидают новые тарифы ОСАГО и установления тарифного коридора. С 1 октября 2014 года повысится лимит выплат по ущербу имуществу с 120 000 до 400 000 руб., отменяется общий лимит выплат при нескольких потерпевших (160 000 руб.) и пропорциональные выплаты - теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 000 руб. вне зависимости от их количества и т. д. С 1 января 2015 года заработает (по идее должна заработать) единая автоматизированная информационная система, содержащая страховую историю всех клиентов страховых компаний по каско и ДСАГО. Ну и так далее – подразумевается еще несколько ключевых дат вплоть до 2019 года, когда "безлимитный" Европротокол (размер выплаты ограничен только страховой суммой - 400 000 руб.) будет введен по всей России.
Вообще изменений в ОСАГО намечено огромное количество. Но для профессионального сообщества нашей отрасли принципиально важным является одно. Это введение возможности (с 1 сентября 2014 г.) получения компенсации по ОСАГО путем направления на ремонт в случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания. То есть ситуация будет абсолютно идентична ситуации с КАСКО. С этого же срока заработает и Единая методика независимой технической экспертизы, утвержденная Банком России, а Правительство запустит аттестацию экспертов-техников.
Новость, с одной стороны, согласитесь, оптимистичная. Что и говорить – у предприятий отрасли может появиться еще один источник стабильного поступления клиентов. Но вот другая сторона медали, памятуя обо всех проблемах с урегулированиями и согласованиями по КАСКО, как-то невольно настораживает – не повторится ли вся эта песня в новом формате? Страховщики уверены – не повторится, поскольку специально для того чтобы избежать проблем и разночтений параллельно вводится и уже упомянутая Единая методика.
Эксперты с другой стороны баррикад настроены менее бодро. Они говорят, что с этой методикой страховые компании смогут как угодно манипулировать расценками и противоречия только усугубятся, причем в таком стратегически важном и общественно важном секторе как государственное (ведь по сути-то именно государственное) страхование автогражданской ответственности. И заметьте – в отличие от КАСКО – обязательное.
Конечно, пока еще рано о чем-то судить и делать окончательные выводы – поживем, кок говорится – увидим. По идее, данная инновация, безусловно, прогрессивная, но не сама инновация, а ее реализация и воплощение в жизнь – вот что сегодня вызывает ряд вопросов.
Со своей стороны мы будем постоянно следить за развитием ситуации и оперативно информировать своих читателей о последних событиях, как со страниц журнала, так и на декабрьском «Автофоруме» от ИД «Новости Автобизнеса» (информация о котором на нашем сайте появится позднее – прим. ред.)